cat-right
Достопримечательности мира     |     Боробудур

Бали

Бали [Bali] часто называют островом живых богов. И небезосновательно: здесь сохранился древний традиционный уклад, при котором трудовые будни и религиозная жизнь составляют единое целое. Только общих праздников и церемоний насчитывается на острове в течение года более двухсот, не считая местных храмовых торжеств, свадеб и кремаций. Это не значит, что, как злословят европейцы, местные жители не любят работать. Несмотря на то, что размеры острова составляют 80 х 140 км, тут производится все, что необходимо, снимается три урожая риса в год, отсюда также экспортируются мясо, кофе, специи, огромное количество ремесленных изделии и сувениров.

Балийцы обожают свой острог. считая его первым черным камнем положенным в центре мироздани;. и молятся о том, чтобы в следующей жизни снова родиться здесь. Земл; эта действительно благословенна в чем убеждается каждый турист Здесь не встретишь ничего некрасивого или дисгармоничного — балийцы переняли вкус у своей роскошное природы. Не увидишь злых глаз: терпимость, честность и добросовестность — отличительные черты местного населения. И всегда очень хочется напомнить читателю-туристу как уязвимы реликты древних культур перед лицом цивилизации, попросить его быть особенно аккуратным на Бали, оказывать уважение его людям и их удивительной традиции. Если посмотреть на карту, то остров Бали напоминает рыбу, плывущую на восток. Глаз рыбы — самый большой кратер Азии, в центре которого высится периодически извергающийся вулкан Батур (1717 м). Осью мира на Бали считается другой вулкан — Гугунг Агунг (3142 м), величественная и священная вершина острова, на склоне которой располагается материнский храм острова Пура Бесаких. Следуя древней сакральной традиции, балийцы делят остров горизонтально на три части: наиболее священная голова — сюда относится пояс гор, озер и важнейших храмов. Срединная часть — сердце острова: сюда относятся центр искусств и ремесел возле деревни Убуд, резиденция раджи в Амлапуре, а также большинство деревень и сельскохозяйственных угодий. А вот цивилизации в виде отелей, ресторанов, дискотек и полей для гольфа отведено было место в ногах Бали — на южном полуострове. Несомненно, это очень мудрое решение является сдерживающим фактором для разрушительного воздействия туризма.

Другим интересным моментом сакральной географии является представление о двух противоположных направлениях, действующих в любом месте Бали. Каджа — это всегда направление в сторону священной вершины Агунг, келод — всегда направление в сторону моря, которое балийцы не любят и считают местом обитания демонов. Все население острова спит, повернувшись головой в сторону каджа (то есть к Агунгу), и чувство этих направлений настолько развито у островитян, что если любому из них завязать глаза и раскрутить на месте, то после этого он без ошибки укажет, где каджа и где келод. При этом европейскую карту местные жители понимают с трудом. Сакральная география используется также при постройке и расположении на местности храмов, в архитектуре деревень и отдельных домов,— на Бали сохранилась локальная разновидность системы фэншуй. Главные храмы поселения всегда располагаются в стороне каджа, храмы мертвых — в самой дальней стороне келод или на краю побережья.

Исследователи полагают, что 6а-лийская культура насчитывает как минимум три тысячелетия существования. Ранняя цивилизация возникла здесь и на Яве около 2500-1500 лет до н. э. Самая древняя ее часть — культура старого Бали, которая складывалась на основе представлений доведических времен. Старый уклад (Бали Ага) сохранился в нескольких деревнях, к которым относятся, в том числе, Тенганан и Труньян. Культура Бали исторически складывалась под воздействием ведической культуры Индии, индуистской культуры Явы и, до некоторой степени, буддизма. Значительное влияние на нравы, искусство и ремесла Бали оказало восточнояванское Маджапахит-ское царство (XI-XVI вв.). А после вторжения на Яву ислама здесь, на Бали, нашли себе убежище последние представители индо-яван-ской аристократии. Сложившаяся здесь религия — индуизм со значительным акцентом на шиваизм. Основное население острова следует адату — так называется правопорядок общинного уклада жизни ба-лийцев, истоки которого относят к эпохе неолита, а главный принцип гласит: Крестьянин возделывает землю, она — собственность богов. Так как, в силу опасных течений, Бали было непросто завоевать, остров счастливо избегал иноземных вторжений вплоть до начала XX века, когда после кровавой бойни он стал голландской колонией. Но в период колониализма культурное своеобразие острова только увеличилось — пораженные глубиной и красотой балийской традиции, многие образованные европейцы предпочитали остаться здесь, принимали индуизм, женились на танцовщицах ле-гонга, обменивались секретами мастерства с местными художниками. Некоторые городки современного Бали, такие как Санур, выросли из первых иммигрантских поселений. Здесь живы традиционные ремесла, как правило, забытые в иных частях планеты,— такие, как резьба по дереву и камню, живопись, батик, ткачество. В деревне Тенганан сохранилась удивительная техника двойного иката : нитки сначала окрашиваются — с учетом будущего узора,— а затем уже из них ткется ткань. Таким образом делались церемониальные платки, на изготовление одного из которых могло уйти до пяти лет. В последнее время в связи с развитием туризма здесь осваивают и новые ремесла типа ковки из драгоценных металлов, изготовления сувениров или мебели на экспорт. Во всем, что касается работы, балийцы, наверное, самая трудолюбивая и добросовестная нация на свете.

Прежде чем перечислить основные достопримечательности, следует сказать несколько слов о местных обычаях. Индуистское население Бали очень терпимо относится к туристам, посещающим их храмы, но нужно соблюдать два правила: при входе и женщины, и мужчины должны надевать саронг (юбку из прямоугольного куска ткани, которая оборачивается вокруг бедер) и селепданг (пояс, который носится поверх саронга). Если вы еще не приобрели своих собственных, эти вещи можно взять в храме напрокат. Второе правило гласит, что менструирующим женщинам вход в храм и участие в празднествах строго запрещены. Также в храмах следует вести себя достойно и не касаться ничего лишнего: не брать жертвоприношений, не трогать статуи, изображения и церемониальные предметы, в особенности, если те не обернуты черно-белой в шашечку тканью,— таким способом здесь нейтрализуют заряд сакральных объектов, чтобы неразумные туристы не обжигались. Пусть вас не пугает изобилие левосторонних свастик, и не стоит подозревать население острова в тайной преданности нацизму — по местным представлениям, существование этого очень благоприятного символа насчитывает восемь тысяч лет, а о Второй мировой войне тут имеют самое смутное представление.

Олицетворением добра на Бали выступает мифическое существо Ба-ронг, а олицетворением зла — вдова Рангда, ведьма с отвислыми грудями. У обоих довольно странная, на христианский взгляд, внешность, но отличить друг от друга их можно по зубам — у Рангды клыки более жуткие и кривые. Местное население испытывает перед Рангдой реальный страх, и ее статуи в храмах обычно прикрыты. Изображения Тримурти и главных богов в храмах Бали редки, но на ступенчатых башнях можно заметить троны, где боги незримо присутствуют во время церемоний. Что касается жертвоприношений, то предписания относительно них определяются целой сложной системой. Отметим только, что на земле оставляются приношения злым духам, на уровне сердца — духам предков, на уровне головы и выше — божествам, включая индуистскую троицу: Брахму, Вишну и Шиву, а выше всего, на изогнутых шестах, делают подношения богу единства по имени Ида Сангхъянг Видхи Баса (или просто Сангхъянг Видхи).

На Бали такое количество праздников, что, приехав в любое время, вы застанете сразу несколько (в Интернете всегда можно найти расписание на текущий год). Праздники сопровождаются сложными храмовыми церемониями, красочными процессиями, идущими по деревенским и городским улицам, оживленной торговлей и петушиными боями. Очень популярны и зрелищны балийские танцы (кечак, легонг), а также постановки местного традиционного театра. Здесь также есть театр теней с изысканными куклами, разыгрывающий спектакли из Рамаяны. Но с наступлением ночи — царства, где властвуют злые духи,— увеселения обычно прекращаются, и все население острова отправляется спать.

По самым скромным подсчетам, на Бали свыше 20 тысяч храмов, поэтому мы перечислим только важнейшие. Возле Гианьяра в скале высечены королевские гробницы (предположительно, XI век) и Слоновий грот, возле Клунгкунга находится храм Гоа Aavax, располагающийся в пещере, где обитают миллионы летучих мышей. На западной оконечности полуострова Букит (что на самом юге) находится величественный храм, посвященный высшему божеству Сангъянг Видхи. Он закладывался в XVI веке легендарным святым брамином Нирартхой, который, по преданию, на этом самом месте получил освобождение от круговорота бытия. Из источников воды следует упомянуть храмовый комплекс и главный источник святой воды в самом центре острова — Пура Тирфа Эмпул. По преданию, омовение здесь лица способствует здоровью и ясности сознания. Стоит также посетить храмы на воде: Пура Батур на озере Батур и Пура Улун Дану возле озера Братан. Нельзя не упомянуть и о королевских купальнях Тирфа Айу в провинции Амлапура — комплекс огромных каменных бассейнов, наполненных прохладной родниковой водой. Купальни находятся недалеко от дворца раджи под названием Карангасем, который стоит посетить хотя бы из-за его эклектичного вида, отражающего культурные влияния последнего времени.

Кстати, на Бали все еще сохраняется кастовая система, и происхождение лица можно проследить по его фамилии. Хотя 95 процентов населения относится к самой простой касте шудр (крестьян), встречаются (особенно на востоке острова) личности и более родовитые. Если вдруг вы увидите человека, который шествует в одиночестве, но так царственно, что кажется, будто за ним следует целая свита — скорее всего, перед вами дважды рожденный. Что касается имен, то все первенцы, рождающиеся на Бали, независимо от пола, получают одно и то же имя: Вайян. И для последующих детей предначертаны стандартные имена, так что по имени легко определить старшинство человека в семье.

Главное святилище острова — это храм Пура Бесаких у подножия горы Агунг, построенный на месте святилища доиндуистских времен и посвященный Шиве. Здесь проходят важнейшие общеостровные праздники типа торжеств полнолуния, а раз в столетие Бесаких становится ареной большого праздника Эка Да-са Рулра, посвященного очищению вселенной. Можно рекомендовать посещение храма Пура Панатаран Сасих в деревне Пелжепг, где хранится легендарный древний военный барабан по имени Луна Бали. Также особо рекомендуется храмовый комплекс, посвященный богу любви Семару,— Семарапура в городке Клунгкунг. Крыши его павильонов изнутри сплошь покрыты потрясающими росписями на темы местного эпоса.

Так как Бали находится почти на экваторе (8 ю. ш.), то климат здесь очень простой: круглый год лето с температурой +30 С (± 2). Помимо умного туризма, здесь можно заниматься и вполне обычными видами отдыха, включая валяние на пляже, игру в гольф, дискотеки, сплав на плотах, кормление летучих собак и пр. Туриндустрию островитяне освоили хорошо, и, как правило, обслуживание здесь производится по высшему разряду