cat-right
Достопримечательности мира     |     Сакральное пространство инков

Фигуры пустыни наска

Древняя перуанская культура Наска [NazkaJ известна своими геоглифами — огромными фигурами на земле, первоначально обнаруженными в пустыне Пампа-Колорада, что к югу от реки Наска. Зона с рисунками в районе горных плато, занимающая площадь в 500 кв.км, расположена примерно в 100 км от побережья. Геоглифы датируются приблизительно началом нашей эры. Впервые рисунки в пустыне были описаны в 1548 году Педро Сьеса де Леоном. В начале 1940-х годов они вновь были обнаружены с высоты полета самолета: на участке одного из плато простирались не просто дороги в никуда,— это была странная сеть из геометрических линий и фигур, охватывавшая огромную территорию. Гигантские рисунки начинаются примерно в 400 км южнее Лимы и тянутся около 100 км, выстраиваясь в ленту шириной от 8 до 15 км.

Линии разбегаются во все стороны, тянутся на расстояния до нескольких километров и обрываются. Чаще всего встречаются отдельные линии и ряды параллельных. Они отчетливо выделяются благодаря светлой желтоватой полосе, обрамленной темными каймами. Линии и геометрические фигуры сочетаются с изображениями животных, птиц, рептилий и насекомых. Многие линии и точки ориентированы в соответствии с периодами солнцестояний и равноденствий, а также положений отдельных созвездий. При этом гигантские фигуры выполнены с соблюдением местных изобразительных традиций и представляют животных, принадлежащих, в основном, данной экосистеме: рыбы, рептилии, паук, множество птиц.

Данная местность являлась культовым центром. Было высказано предположение, что линии могли быть священными дорогами, а пустые пространства — местами отправления культа. Сами фигуры должны были воплощать мифических божеств и духов-животных. Это убеждение подкреплялось и существованием в доколумбовом Перу такого понятия, как уака . Термин уака (священный объект) пе являлся определением конкретного предмета. Под уака могли подразумеваться и фигурки, и места поклонения, и памятники, и духи воздуха. Инки называли уака всю систему разветвленных дорог вместе с культовыми объектами. Вдоль дорог располагались специальные пункты, как, например, знаки на горных перевалах или местах стоянок. Они отмечались кучей, сложенной из камней; эти сооружения и почитались как уака. Каждый проходящий клал туда свой камень или комочек из жеваных листьев коки. Возможно, что древние обитатели Наски не ограничивались обозначением естественных священных мест, а создавали их специально — вместо каменных храмов они строили двумерные святилища из линий под открытым небом.

Высказывалось предположение, что гигантские фигуры Наски в древности использовались для ритуалов посвящения. Сюда, в пустынную местность, приходили из плодородных долин, чтобы пройти обряд. Посвящаемые должны были войти внутрь фигуры и проследовать по всему ее периметру. Возможно, фигуры представляли собой изображения тотемов-прапредков, причем каждой родовой общине соответствовала особая фигура. Когда посвящаемый проходил по всему периметру фигуры, он как бы заново рождался с новым статусом. В пользу правильности данной реконструкции говорит тот факт, что все животные, изображенные на поверхности Наски,— женского пола (по крайней мере, изображения мужских гениталий нет ни у одной из фигур).

Существует эзотерическаятеория, согласно которой линии являются конденсаторами энергии, и перемещение по ним способствует достижению специфического духовного и психического состояния