cat-right
Достопримечательности мира     |     Паленке

Копан

Копан [Сорап] является самой южной точкой сакрального географического пространства майя. Именно этот город упоминается на оконечности небесной веревки (проекции Млечного Пути). Не случайно Копан, казалось бы, периферийный, удаленный от других почти на 200 км город, стал одним из наиболее выдающихся центров расцвета великой цивилизации.

Копан был воздвигнут древними майя в предгорьях Западного Гондураса на высоте 600 м над уровнем моря. Именно здесь река Копан, вырывается из ущелий в прекрасную плодородную долину, зажатую среди гор. Майя основали свою южную столицу на месте поселений, существовавших здесь начиная, по крайней мере, с I тысячелетия до н. э. Надписи на стелах города ограничивают время его наибольшей активности с 460 по 801 годы.

Первое описание руин Копана было сделано путешественником Д. Стефенсом и художником Ф. Ка-зервудом, оказавшимися здесь дождливым летом 1839 года: Перед нами лежал разбитый посредине океана корабль, его мачты сломались, его имя стерлось, и некому сказать, откуда он приплыл, кому принадлежал, и что стало причиной его гибели. Лишь спустя полвека А. Моудсли начал здесь раскопки, которые длятся и по сей день.

Город рос от центра долины, с юга на север вдоль берега реки. Здесь находится городской центр, включающий в себя пять ансамблей, каждый из которых представляет собой несколько домов, выстроенных вокруг центральной площади. Городской центр возвышается на 40 метров над рекой и виден из любой точки долины. Здесь концентрировалась политическая и культовая жизнь южной столицы. С самого начала строго соблюдался принцип организации городского пространства. Профанной части отводились юг и восток, а север и запад считались сакральным направлением, ориентированным на страну предков. Именно поэтому фасад самого большого здания обращен на север. В этом же сооружении находится и царское захоронение. С северной стороны от города расположено большинство погребений; также с севера к акрополю примыкает амфитеатр, окруженный ступенчатыми трибунами. Здесь же установлено множество стел, не привязанных, в отличие от других городов майя, к конкретным зданиям; в городе было обнаружено около 40 резных стел и примерно столько же алтарей. На протяжении всего периода существования Копана на стелах помещались стандартные изображения правителей с символом власти в виде полосы.

Жилые комплексы Копана VIII—IX веков состоят из 40-50 зданий, сгруппированных вокруг одиннадцати дворов. Размер двора зависел от социального статуса владельца. Обнаружены дома для молодежи, святилища, хранилища, кухни и места хозяйственной деятельности.

Пожалуй, одним из наиболее интригующих памятников монументальной скульптуры Копана можно считать так называемый Алтарь Q, представлявший собой каменный блок в форме параллелепипеда и датируемый 775 годом. На его верхней поверхности размещается весьма обширный иероглифический текст, а на боковых гранях высечены 16 фигур жрецов в характерных для региона головных уборах, скрученных из ленты — и сейчас в Гватемале можно встретить такие уборы, правда, у женщин. Каждый из персонажей держит в руке сложенную книгу. Все со скрещенными ногами сидят на иероглифах. Предполагается, что речь идет о некоем совете мудрецов или жрецов—астрономов, уточнявших календарные расчеты. Правда, следует отметить, что цифра 16, тем более в варианте 4 по 4, не может оказаться случайной и связана, скорее, с архаическими представлениями о родовой структуре. Именно такие представления отражены в композиции из ольмекской Ла-Венты (I тыс. до п. э.): 16 фигурок дискутируют перед стелами с надписями.