cat-right
Достопримечательности мира     |     Буддийские монастыри Таиланда

Мертвые города Сукхотай и Аюттхая

Сегодня города Сукхотай [Sukh-othai] и Аюттхая Ayutthaya представляют собой сплошь заросшие джунглями руины. В XII—XVIII веках эти города поочередно были столицами Сиама — могущественного государства на территории Индокитая.

К XII веку сиамцы уже расселились по территории нынешнего Таиланда. В XIII веке Индокитай переживал критический период: рухнула кхмерская империя, прекратили свое существование древнее бирманское княжество Паган и последнее независимое государство монов Ха-рипунчайя (совр. Лампхун). На основе предшествующих культур кхмеров и монов возникло новое государственное образование со столицей в Сукхотае, первоначально возникшем как кхмерский городок-крепость. В 1238 году власть в городе захватил Банг Кланг, провозгласивший себя королем и основателем династии Шри Индрадитья. При его сыне, Раме Камхенга (1275-1318) Сукхотай превратился в огромное государство, простиравшееся от реки Меконг до Малаккского полуострова и противостоящее империи китайско-монгольского императора Хубилая.

Старый город окружен крепостной стеной и тремя кольцами земляных валов, между которыми прорыты глубокие рвы с водой. В город ведут четверо ворот, ориентированных на стороны света. Внутри Сук-хотая осталось около двадцати памятников древней архитектуры. Наибольшее впечатление производит храм Ват Махатат, обнесенный кирпичной стеной. На цоколе здания сохранились барельефы с изображением слонов, демонов, ангелов, сидящих на спинах львов, а также учеников Будды. Храм ступеньками сужается кверху, неравномерно украшен небольшими ступами и скульптурами. Верхняя ступа со шпилем (стиль пра чеди) усиливает впечатление высоты храма. Из скульптур выделяется традиционное тайское изображение шагающего Будды — мягкие, грациозные линии фигуры создают впечатление текучести тела. Именно в Сукхотае был введен в употребление (и сохраняется но сей день) алфавит, созданный королем Рамой Камхеигой в 1283 голу на основе монской и кхмерской систем письма, восходящих к древнеиндийской письменности пали.

Позже племена тай, продвинувшись далее на юг Индокитая, основали новую столицу государства Сиам — Аюттхаю, которую часто называют Римом Юго-Восточной Азии. Доподлинно известно имя основателя нового могучего государства: в 1350 году правитель княжества Утонг объявил небольшой городок у слияния рек Чаупхрая и Пасак центром своего государства и при коронации принял имя Рамы Тибоди Первого.

Именно в период расцвета Аютт-хаи зародилось и достигло своего наивысшего расцвета тайское искусство: появились чеканка и резьба по дереву, во дворцах хранились рукописи поэтов и драматургов на пальмовых листьях, но главным фактором развития столицы стала торговля со всеми странами Юго-Восточной Азии и Китаем. Значение Аюттхаи усилилось при появлении в этом регионе португальцев, перекрывших кратчайший путь из Индии в Китай. Купцы стали возить свой товар через столицу Сиама. Доход стране приносили и свои собственные запасы свинца, селитры, слоновой кости, ценных пород дерева. Однако печальную известность Аюттхая получила из-за постоянных войн с бирманцами на западе, с кхмерами на востоке (именно в этот период тайцами был взят Анг-кор, многие прекрасные статуи кхмерской столицы украшали теперь 350 храмов Аюттхаи), на юге с новым государством Малакка и на севере с другим тайским государством Чи-ангмай. Постоянные заговоры, дворцовые интриги, убийства потрясали изнутри древнюю столицу. Несколько раз город захватывали бирманцы, пока в апреле 1767 года после длительной осады город не был стерт с лица земли бирманским царем Схинбьютином. Все, что представляло хоть малейшую ценность, бирманцы взяли с собой, население было полностью истреблено, царь, его семья и знатные вельможи попали в плен.

Сейчас в древних столицах Таиланда ведутся восстановительные работы. Аюттхая находится в 80 километрах от Бангкока, современной столицы Таиланда, а в Сукхотай легко добраться через Сарабури