cat-right
Достопримечательности мира     |     Горы Кымгансан

Никко

Никко [Nikko] — название небольшого городка, расположенного в 135 км к северо-востоку от Токио, и одновременно наименование известного Национального парка Японии, который занимает огромную территорию и отличается неповторимыми ландшафтами и пейзажами; это горная страна с величественной снежной вершиной Нантай и знаменитым озером Тюдзэндзи, из которого берет свое начало водопад Кэ-гон. Никко известен всему миру и благодаря тому, что на склонах высоких холмов и на вершинах гор здесь в течение столетий создавались многочисленные буддийские храмы и синтоистские святыни — шедевры древнего и средневекового японского искусства. Здесь же находится усыпальница Иэясу Токугава (1542-1616) — основателя династии сегунов из рода Токугава, феодальных правителей Японии с 1603 по 1867 годы — и посвященный ему храмовый комплекс Тосёгу (XVII в.).

Столетние криптомерии отделяют городок Никко от территории храма Тосёгу. Гигантская лестница ведет к святыням храма Тосёгу. Храм этот был воздвигнут в память Иэясу Токугава. Иэясу избрал Никко местом своего вечного упокоения. Строительство храма начал его сын Хи-дэтада, а продолжил и закончил внук Иэмицу. Хотя официальная дата создания храма — 1636 год, но окончательное завершение комплекса относится к 1647 году. В 1652 году, после смерти Иэмицу, на территории храма был построен мавзолей, получивший название Тайсюин.

Тосёгу — архитектурный комплекс, состоящий из 22 строений, различных по своему стилю и облику. Основные объекты комплекса — величественная лестница, гигантские каменные тории, ворота Емэи-мон и Карамон, увенчанные массивными кровлями, а также скромная усыпальница Иэясу — расположены на одной прямой, поднимающейся по склону горы. Это создает впечатление, что архитектурный ансамбль как бы стремительно излетает ввысь.

Общая площадь, занятая храмом, равна 80 тыс. кв. м. Для создания Тосёгу были призваны известнейшие мастера и художники того времени. Летописи свидетельствуют, что для украшения строений было использовано 2 489 900 пластинок золота, которыми покрыта площадь в 24 тыс. кв. м.

Среди архитектурных памятников Тосёгу наибольшей известностью пользуются ворота Емэймон и Карамон, выполненные в стиле японского барокко. В декоре этих сооружений, пожалуй, наиболее сильно чувствуется влияние китайских образцов. Поражает обилие деталей, украшающих колонны, стены и фронтоны ворот. Кажется, что создатели задались целью не оставить свободным ни одного самого незначительного по величине участка поверхности сооружений. Резные драконы, фениксы, фантастические животные, рыбы и птицы соседствуют с героями древней китайской мифологии и истории. Здесь господствуют красный, золотой, белый, синий и черный цвета, которые начиная с XVII века преобладают в декоре храмов и мавзолеев.

В создании мавзолеев Токугава в Никко участвовали живописцы школы Кано: Кано Танью и его братья Кано Наонобу (1607-1650) и Кано Ясунобу (1613-1685), которые были придворными художниками лома Токугава. Предание гласит, что великий живописец Кано Ясунобу нарисовал тушью на потолке одного из помещений святыни серого дракона с открытой пастью. Если в этой комнате кто-нибудь хлопал в ладоши или топал ногой, стены как бы начинали дрожать, и казалось, что дракон на потолке рычит.