cat-right
Достопримечательности мира     |     Теотиуакан

Паленке

Паленке [Palenque] стал известен в 1774 году и с тех пор считается наиболее исследованным городом майя. Тем не менее его изучение постоянно преподносит неожиданные сюрпризы. Слово паленке имеет испанское происхождение, а сами майя называли брошенный город Каменным Домом Змея .

Паленке возведен в отрогах Чья-иасских гор, образующих естественное плато, высотой примерно 70 метров. С юга и востока город прикрыт горным массивом; он доминирует над низинами и болотами, тянущимися на запале и северо-западе вплоть до побережья Мексиканского залива. Город занимает стратегически выгодное положение на торговых путях. Платформа, на которой построен Паленке, была облюбована местными жителями еще до появления майя — археологи обнаружили здесь фрагменты керамики, датируемые концом I тыс. до н. э., тогда как расцвет Каменного Дома Змея приходился на VII век.

Размеры города достигали 16 кв. км, а население насчитывало несколько тысяч человек. В Паленке обнаружено более 200 зданий. Наиболее интересны такие памятники, как Храм Солнца, Храм Креста, Храм Лиственного Креста, Храм Прекрасного Рельефа (конечно, эти названия, данные археологами, условны). Наиболее интересна центральная часть города, где находились главные административные постройки, храмы и дворцы знати. Архитекторам и строительным рабочим пришлось здесь немало потрудиться, чтобы сгладить основные неровности рельефа.

Дворцовый ансамбль расположен с восточной стороны Главной площади; это самое значительное сооружение города. Дворец возведен на платформе, длина которой составляет около 100 м, ширина — 75 м, а высота — до 9 м. Уникальным сооружением является четырехэтажная прямоугольная башня, возвышающаяся над комплексом. Сам комплекс, благодаря многочисленным переходам и лестницам,напоминает лабиринт. Паленке славится своими настенными росписями. В этом городе существовала собственная жреческая школа, сохранявшая неповторимый художественный и архитектурный стиль.

В 1952 году мексиканский археолог Альберто Рус обнаружил в толще 20-метровой пирамиды Храма Надписей необычную погребальную камеру, где в каменном саркофаге был захоронен правитель, умерший в VIII веке, в возрасте 40-50 лет. Захоронение отличалось богатством подношений и строилось раньше возведенной над ним пирамиды. У заваленного камнями входа в гробницу находились сопровождающие: пять юношей и девушка, явно погибшие насильственной смертью. Посреди усыпальницы был обнаружен выполненный из единого каменного блока саркофаг, установленный на шести кубовидных ножках. Вся поверхность саркофага, включая крышку, покрыта рельефными текстами и росписями. От саркофага через толщу пирамиды тянулся так называемый душепро-вод (специальная труба в виде змеи) для связи мертвого с живыми, возможно, лушепровод предполагал передачу звука.

Подробное изучение уникального саркофага показало, что с помощью архитектурного построения и убранства погребальной камеры жрецы Паленке пытались детально воссоздать Семь Пещер — селение божественных предков, легендарную прародину многих мексиканских племен.

На саркофаге изображен лежащий мужчина, окруженный причудливым узором. Это изображение часто приводится в книгах, посвященных разработке гипотез о палеоконтакте (контакте с внеземными цивилизациями в доисторические времена); высказывается мнение, что на крышке изображен космонавт за рычагами космического корабля. Однако при сравнении рельефа с другими произведениями изобразительного искусства Мезоамерики становится видно, что значение стилизованного изображения не выходит за рамки земной мифологии, а именно — воспроизводит Семь Пещер. Центральное место здесь отводится Южному (желтому) мировому древу ; оно связывало подземный мир (потусторонний) с миром земным (реальным). Корни его питались священными водами, хранившимися под толщей земли, а крона пересекала небесные пространства. На верхушке дерева, изображенного на крышке саркофага, расположилась крупная птица с широко раскрытым клювом (кецаль или гуакамайя), осуществлявшая связь между мирами. Под деревом лежит человек в одежде архаического покроя; его поза идентифицируется как поза отдыхающего. Согласно надписи, этого человека звали Сын Желтой Попугаихи и Ягуара. Нижняя половина крышки саркофага занята стилизованным изображением пещеры, у входа в которую расположился мертвец. Знаки по краям крышки обозначают остальные шесть пещер. Погребальное сооружение внутри пирамиды, очевидно имитировало древнюю прародину-пещеру, из которой некогда вышли предки майя и куда должны отправиться души усопших.

В 1990-х годах рядом с Храмом Надписей было обнаружено погребение Красной Царицы, названное так потому, что лежащий здесь скелет женщины 35-40 лет был буквально засыпан киноварью. Это погребение соперничало по богатству с захоронением правителя и, самое главное, было идентично по способу воплощения духовно-религиозных представлений о Семи Пещерах — легендарной прародине.