cat-right
Достопримечательности мира     |     Ла-вента

Сакральное пространство древних мезоамериканцев

Мезоамерикой называется культурно-исторический регион от севера Мексики до Сальвадора и Гондураса, сложившийся на Американском континенте до появления европейцев. Как было выявлено в 1930-е годы Н. Вавиловым, именно на этой территории произошло сельскохозяйственное окультуривание маиса, что послужило основой для развития величайших цивилизаций Нового Света. Первые города возникли здесь во II—I тысячелетиях до и. э. Самой ранней пирамидой считается спиралеобразная круговая пирамида Куикуилко, на территории современной столицы Мехико.

На болотистых низинах мексиканских штатов Веракрус и Таба-ско (к югу от Мексиканского залива) во II тысячелетии до н. э. возникла первая мезоамерикан-ская цивилизация, созданная народом ольмеков. Крупнейшими центрами ольмеков были Ла-Вента , Трес-Сапотес, Сан-Лоренсо, Серо-де-лас-Месас.

К югу от ольмеков, на территории мексиканского штата Оахака, развивалась цивилизация сапотеков и миштеков. Около V века до и. э. близ современного Монте-Альбана был основан город, ставший впоследствии столицей сапотеков, господствовавшей над меньшими городами близ Сан-Хосе-Моготе, Дайн-су, Халиеса и др.

На первые века нашей эры приходится возникновение цивилизации майя. С этим народом связан высочайший взлет искусства, научных знаний,религиозно-философской мысли Мезоамерики. Майя единственными в Америке сумели разработать и активно использовать фонетическое письмо, создав тем самым единое информационное пространство на своей территории, включавшей около 200 городов. Вся организация народа майя основывалась на независимых городах, из-за чего их иногда называют греками Нового Света. Индейцы майя освоили в древности и продолжают населять области, охватывающие территории южных штатов Мексики, Гватемалы, Белиза, севера Гондураса и Сальвадора. Крупнейшие города майя — Копан , Тикаль, Калакмуль, Караколь и т. д. В X веке, в связи с вторжением племен тольтеков произошло частичное запустение городов майя, но после XIII века наступило возрождение, причем в обновленном государстве майя значительно усилилась централизованная власть.

Последним великим государством Центральной Америки является государство ацтеков со столицей в Теночтитлане (на территории современного Мехико).

В XVI веке все индейские цивилизации были уничтожены испанскими конкистадорами.

При завоевании Центральной Америки индейские культуры понесли невосполнимый ущерб. В настоящее время при реконструкции воззрений древних американцев основными источниками являются данные археологии, а также обрывочные фрагменты письменных и фольклорных текстов.

В основе духовных представлений древних мексиканцев лежала идея о реинкарнации — то есть постоянном возрождении человеческой души. Тело проходило свой короткий земной путь и умирало, оставаясь для бессмертной души лишь звеном в бесконечной цепи возрождений. Во время смерти и связанного с ней отделения души от тела, душа представала в виде призрака, имевшего вид умершего. Процесс реинкарнации у майя носил кровно-родственный характер: душа заново рождалась в пределах того же рода; при этом вместе с душой рождающийся младенец наследовал социальное положение, физический облик, психические характеристики и родовое имя своего предшественника.

На основании идеи реинкарнации еще на рубеже нашей эры индейцами была создана целостная мифологическая модель мира. Одним из первых шагов в построении этой модели стало определение места человека по отношению к восходящему и исчезающему солнцу. Север — пространство без жизнетворного солнца: у майя (как и у всех жителей Северного полушария Земли) он расценивался как место далекой прародины, откуда некогда пришли прапредки, направляясь за солнцем, па юг. На языке майя север назывался исчезающим позади; также называлось и находящееся на севере созвездие Большой Медведицы.

Мир предков представлялся еще как Семь Пещер — селение, откуда вышли прародители многих индейских племен. Видимо, число семь здесь связано с количеством звезд в созвездии Большой Медведицы.

Именно с этим исчезающим позади севером и связывалось расположение того света (антипода реального мира), куда попадают души умерших, и откуда они в очищенном виде появляются для возрождения.

В отличие от исчезающего позади севера, юг майя называли большим входом. Восток (откуда появляется солнце), связывался с югом, идеей жизни и возрождения. Запад, куда солнце заходило, наоборот, примыкал к северу, был связан с миром предков и памятью прошлого.

Майя воспроизвели модель мира в своем видении зодиака. Центральной фигурой зодиака для них стал Млечный Путь — эта яркая неровная светящаяся полоса на ночном небе, которая делила зодиакальный круг на две половины. В качестве астрономического объекта майя назвали ее серединой сферы . А с мифологической точки зрения Млечный Путь представлялся в виде небесной рептилии с раскрытой пастью, именовался Пернатым Змеем, считался Творцом всего сущего. Млечный Путь рассматривался как праматерь и праотец одновременно, поскольку два параллельных потока, из которых он визуально состоит, майя делили на женский и мужской. Судя по изображениям, Млечный Путь отождествлялся с пуповиной, а в текстах его именовали также небесной веревкой. Он представлялся дорогой, по которой проходила душа от рождения к смерти и возрождению. В отличие от Старого Света, где зодиакальный пояс составлял 12 созвездий, древние майя, выделили на небе пояс из 13 созвездий. При этом майя ориентировались примерно на те же звезды, что и в Старом Свете, хотя сама конфигурация созвездий была иной.

Небесную карту древние майя пытались воспроизвести и на земле. Признаком этого служит распространенный по всему региону культ пещер, как естественных, так и искусственных, считавшихся выходами в космос. Кроме того, свои представления о небе они воплощали в архитектуре. При строительстве использовалось два принципа: по вертикали предполагалось символическое деление постройки на нижний, средний и верхний миры, а по горизонтали выделялось профанное (южное, восточное) и сакральное (северное, западное) направления.

Однако при воспроизведении божественной модели мира индейцы не ограничивались только городской архитектурой — они попытались упорядочить доступное им географическое пространство в целом. Согласно текстам майя, живая веревка (Млечный Путь) пересекает Юкатан с востока на запад. По-видимому, веревка начиналась с востока на острове Косумель (в наше время знаменитом своими курортами); известно, что сюда совершалось паломничество, связанное с поклонением женским божествам плодородия. Это была условная точка начала жизни. На материковой части небесная веревка проходила от Тулума (20° 15), затем следовала через Коба (20° 30). Далее она оказывалась в самой северной точке — Чи-чен-Ице (20° 41) и чуть спускалась к Ушмалю (20° 23). Завершалась проекция веревки на острове Хайна (20° 15). Этот искусственный остров-некрополь был антиподом естественному острову Косумелю, отождествлявшемуся с началом жизни. Остров Хайна олицетворял прародину, куда отправлялись души умерших. В проекции легкий изгиб полосы Млечного Пути как бы повторялся в незначительных отклонениях расположения центров на мистической линии Косумель-Хайна.

Вторая небесная веревка пересекала территории майя наискосок через 90 западной долготы. Эта веревка отображала положение Млечного Пути, максимально приближенное к оси север-юг. Данная линия начиналась от Копана (Гондурас), проходила через Ука-наль, Тикаль, Шультун, Калакмуль, Эцну, и завершалась, опять же, на острове ХайнаЭтимологически название острова Хайна возможно интерпретировать как haa-na, то есть водный дом. Рядом с этим искусственным островом есть место, где на морском дне бьет родник пресной воды, который хорошо заметен на водной глади и производит довольно странное впечатление. Этот феномен называют водный глаз.

Остров был построен в IV-VII веках, то есть в самом начале классической культуры майя. Однако с наибольшей активностью ритуальные действия совершались на нем примерно в XI веке. Церемониальный центр расположен прямо по середине Хайны с общей ориентацией с юго-востока на северо-запад. С севера сакральная зона ограничивалась каналом. Жилая зона располагалась вокруг церемониального центра; постройки выстроены точно по направлению к водному глазу.

Сразу же после начала возведения архитектурного центра на острове Хайна возник некрополь, который приобрел особое значение: здесь хоронили не только местных обитателей, но и людей из разных, даже весьма удаленных, регионов. Погребения расположены в основном на территории, прилегающей к церемониальному центру, или же на окраинах острова. Всего к настоящему времени обнаружено и обследовано около 1000 захоронений, не считая разграбленных. При этом следует отметить отсутствие на острове каких бы то ни было сложных погребальных сооружений. По всей видимости, это связано с тем значением, которое придавалось некрополю острова Хайна в майянском сакральном пространстве — остров уже был отождествлен с входом в преисподнюю, поэтому не требовалась никакая дополнительная реконструкция места мертвых, достаточно было придать покойнику эмбриональное положение.

Одним из наиболее специфических феноменов ритуальной жизни древней Мезоамерики является нок-а-пок (у майя), или тлачтли (у ацтеков) — священная игра в мяч. Стадионы для игры являются одной из обязательных составляющих при организации сакрального пространства.

К сожалению, точно не известно ни о назначении, ни о правилах этой игры — возможны только реконструкции, основанные на предположениях. Считается, что, по правилам майя классического периода, капитан проигравшей (или победившей?) команды или же вся команда приносились в жертву — то есть отправлялись с посланием к богам. Вести игру можно было только с помощью таза, бедер и коленей; цель игры состояла в том, чтобы забросить мяч на сторону противника и попасть в специальное кольцо. Скошенные каменные плоскости, сходящие к полю с двух сторон, служили для того, чтобы отбивать мяч. По-видимому, соревнования проводились между представителями различных родов (или фратрий).

Эпос Поиоль-Вух позволяет реконструировать мифологическую основу игры. Видимо, состязание можно рассматривать как инсценировку сюжета о том, как двое героев-близнецов отправились в преисподнюю. После всяческих козней владыка преисподней предложил им сыграть в мяч, затем устроил целую серию испытаний, и в результате одному из близнецов отрезали голову. Тут же эта голова была выставлена нал полем. Второй близнец сумел возродить брата; таким образом, близнецы одолели владыку преисподней.

Археологический материал говорит в пользу правильности такой реконструкции — действительно. в сакральном пространстве городов майя площадки для игры находятся в зонах, соответствующих подземелью.

Примером могут служить развалины сакральных объектов на территории современного штата Найярит — Теучитлан, Саусильо, Кальдера-де-Лобос (они находились на периферии мезоамери-канской цивилизации). От центров этих комплексов на север уходят дороги, завершавшиеся площадкой для игры в мяч. По-видимому, эти дороги являются аналогами пути, ведшего в холодную страну предков; в то же время с южной, живой стороны располагались поселенческие комплексы знати.