cat-right
Достопримечательности мира     |     Мачу-пикчу

Сакральное пространство инков

Последней великой цивилизаций Андского региона была созданная инками — но случилось это уже накануне появления испанцев. Инкам принадлежит слава создателей крупнейшего государства доколум-бовой Южной Америки. Возникло оно в 1400 году и просуществовало до 1533 года, исчезнув под натиском испанских войск.

Изначально слово инка означало проживающих в Куско индейцев, говорящих на языке кечуа. Испанцы же называли так все народы, входившие в империю инков. Однако Инка с большой буквы — уже означало династическое имя верховных правителей. Титул верховного правителя был сапа-инка , что переводится как единственный Инка.

В эпоху империи главными считались три божества: творец Вселенной с большим количеством воплощений, наиболее известным из которых был Виракоча; бог Солнца Инти; и Ильина — бог-громовержец (илья — молния). В качестве основного женского божества почиталась Мама Килья — жена бога Солнца. Самое забавное, что на языке кечуа слово мама означает почти то же, что и в русском: мать, а также и сестра матери. При этом Мама Килья сама почиталась как богиня Луны (килья — луна). Нетрудно догадаться, что Сапа-Инка выступал как земное воплощение Солнца, а его жена — как земное воплощение Луны. Титул царицы был маманчик, что означало наша мать.

Огромная империя инков сформировалась на прилегающих к Тихому океану прибрежных землях и высокогорных районах Анл на основе местных культур. В XII веке началось достаточно бурное возвышение инкской общины Куско, позже были присоединены территории запада Эквадора, Перу, юго-западная часть Боливии, северная часть Чили, северо-западная часть Аргентины, часть Колумбии. Таким образом, к XVI веку сформировалось огромное государство, называвшееся Тауаптинсуйю. Это слово на языке кечуа буквально означает четыре соединенные между собой стороны света. По сторонам света происходило и административное деление: на севере находилась провинция Чинчасуйю, на юге — Ко-льясуйю, на запале — Контисуйю и на востоке — Антисуйю.

Инки прославились как великолепные инженеры и дорожные строители. В Тауантинсуйю существовала развитая система дорог, соединявших различные районы империи со столицей и между собой. Ориентировка сооружений и дорог по оси север-юг была практически обязательной в организации как городских комплексов, так и всей государственной территории. Дорогами Инки были названы две главные магистрали, пересекавшие все государство с севера на юг — от Эквадора до Аргентины. Их протяженность составляла почти 5 000 км. Дороги были необходимы не только для переброски войск и для быстрой доставки сообщений, но и для прохождения религиозных процессий по сакральным местам — уакам.

Уака является общим термином для обозначения какого-либо человека, места или вещи, обладавших священным или сверхъестественным значением. Отсюда в современном испанском языке возникло слово уакерос, что означает грабители святынь. Уака назывались и священные места, где находились естественные мумии, считавшиеся у некоторых андских народов божествами, способствующими плодородию. Живые, связывавшие свое происхождение с уаками, содержали эти мумии божественных предков одетыми и снабжали их едой. Да и сами инки с большой пышностью выставляли мумифицированные тела своих правителей во время религиозных церемоний.

Столицей государства стал город Куско, получивший свое имя от названия долины. При этом на языке кечуа слово куско (коско) означает пуп земли . Существует множество вариантов легенды о возникновении и самих инков и их столицы. Одна из версий повествует о том, что первым правителем инков был Манко Капак — сын Солнца и Луны. Вместе со своей сестрой-женой Мама Окльо он вышел из вод озера Титика-ка. От отца Манко Капак получил золотой жезл, который должен был указать место, где следует основать центр государства. И вот там, где магический жезл легко вошел в почву, и был основан город, ставший столицей великой империи. Манко Капак назвал этот город Куско.

В основу планировки Куско была положена все та же осевая, ориентированная по сторонам света, структура, которая распространялась и дальше, за пределы города, на подчиненные инкам территории. Хронист Инка Гарсиласо писал, что имперский город Куско был одним из главных идолов, которому как святыне, поклонялись индейцы... Это поклонение проявлялось во всем. Если два индейца одинакового положения, встречались на дороге, то тот, который шел из Куско, пользовался уважением и почтением того, кто шел туда...

Планировка столицы инков города Куско следовала модели восприятия пространства человеком, присущей жителям Южного полушария земного шара: то есть мир живых располагался на севере, со стороны солнца, а страна мертвых находилась на юге, там, куда солнце никогда не попадало. Именно поэтому Храм Солнца, как важный ритуальный объект, связанный с культом умерших и погребальным обрядом, располагался строго на юге от центра Куско. К нему вели три главные улицы. На площади перед храмом, где проходили ритуальные танцы и представления, следовало находиться без обуви и так, босым, заходить в храм. Именно здесь выставлялись забальзамированные тела умерших правителей, которым подносились многочисленные жертвы.

Все постройки инков отличались мощью и монументальностью, что определялось, безусловно, специфическими условиями сейсмоопасных горных районов. Видимо, по этой же причине, инкские монументальные сооружения всегда возводились немного наклоненными внутрь, к центру. В результате башни приобретали вид усеченного конуса, а здания — усеченной пирамиды. Стены складывались из больших отшлифованных камней. Камни скреплялись шипами, выступами, медными скобами и штырями. Позже кладка состояла из камней меньшего размера, уложенных в неровные ряды.

Единая Вселенная инков состояла из взаимосвязанных миров. Верхний, или Звездный, мир считался посмертным прибежищем безгрешных. Нижний мир представал обителью греха и соблазна. Был еще Внутренний мир, заключенный в сердцевину земли, куда якобы уходят после своей смерти дурные люди.

В основе религиозных воззрении инков лежала идея реинкарнации, или возвращения душ умерших, которая проявлялась соответственно в культе предков, тела которых считались священными объектами — Уа ка . С мумиями предков советовались по всяким важным вопросам. Но поскольку контакты с покойниками всегда считались делом исключительно деликатным, существовали особые люди, которые не только общались с мумиями и получали от них ответы на интересующие живых вопросы, но и умели правильно интерпретировать эту информацию с того света. Вера в реинкарнацию не являлась чем-то абстрактным и лишь условно связанным с реальностью. Для древних перуанцев разорение испанцами могил было чудовищным актом, поскольку нарушалась целостность костных останков, что, в свою очередь, делало невозможным возрождение умерших.

Сами перуанцы также применяли подобную тактику уничтожения нежелательных людей навсегда. Сохранилась история, повествующая о том, как некие селяне расправлялись с отравителями. По приказу местного начальства они заживо сжигали всех, кто обвинялся в этом тяжком преступлении, делая так, чтобы от них не осталось бы даже памяти .