cat-right
Тверская область    

Внутриобластное районирование

Изучая расселение, мы отметели, что на территории области сложились многочисленные системы расселения разных рангов. В основе их формирования лежат социальные (людские) связи — трудовые, учебные, культурно-бытовые поездки. Рассматривая сферу обслуживания, мы видели, как различаются между собой центры этих систем по набору учреждений, предоставляющих населению различные услуги.

Но города и поселки — это не только центры обслуживания, все они являются и центрами производства и имеют между собой, а также с окружающей их сельской местностью разнообразные производственные связи. Все крупные населенные пункты — это фокусы и социальных, и производственных связей.

Территория, которая тяготеет к определенному центру (т.е. его зона влияния), может быть названа "узловым районом" данного центра — районом, выделенным в соответствии с реально существующими связями. Узловые районы многоуровенны (иерархи-чны ): районы, возглавляемые мелкими центрами, входят в состав более крупных районов. В самых общих чертах выделяются такие их уровни: низовой (в пределах сельского Совета, колхоза, совхоза), межхозяйственный, районный, межрайонный (внутриобластной), областной, межобластной, или региональный (в пределах крупного экономического района).

Наиболее крупные центры опорного каркаса области служат ядрами внутриобластных районов. Чтобы обеспечить комплексное развитие всей территории области, необходимо правильно определить состав этих районов и уже в их границах проводить планирование экономического и социального развития. В центрах таких районов должны располагаться обслуживающие учреждения межрайонного значения, торговые базы, техникумы и профессионально-технические училища, строительные организации и многие другие предприятия и учреждения, деятельность которых охватывает территорию нескольких административных районов. Обычно такие центры служат и транспортными узлами для всей территории внутриобластного района. Таким образом, в основном это — инфраструктурные центры. В пределах внутриобластных районов удобно осуществлять управление всеми отраслями социальной и производственной инфраструктуры.

"Узловой район" — чисто научный термин. В практической деятельности градостроители называют такие районы внутриобластными планировочными или функциональными районами, т. е. районами, в пределах которых функционируют различные предприятия сферы обслуживания и производственной инфраструктуры, имеющие местное значение.

Научно обоснованным выделением функциональных (планировочных) районов занимается специальная научная дисциплина — районная планировка. Основная ее цель — формирование такой планировочной структуры района, которая обеспечивала бы наилучшие условия для труда, быта и отдыха населения, для эффективной работы промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Таким образом, районная планировка решает вопросы формирования системы расселения, развития инфраструктуры, размещения промышленных и сельскохозяйственных предприятий, развития дорожной сети, организации отдыха населения, проведения природоохранных мероприятий.

Для территорий областей, краев, небольших республик выполняются общие схемы районной планировки, а для отдельных административных районов или их групп — более конкретные и подробные проекты районной планировки. Наиболее детально все перечисленные вопросы разрабатываются в проектах районной планировки. Для их разработки необходимо установить, какие районы в действительности соединены между собой социальными и производственными связями, т.е. составляют единый внутриобластной функциональный район.

Однако проекты районной планировки часто бывают несовершенны. К сожалению, большинство из них составляется второпях. Предложения и рекомендации вырабатываются "по шаблону", без детального изучения существующей ситуации, прежде всего без анализа пространственных связей и тенденций развития территории. Кроме того, проекты обычно не подкреплены необходимыми финансовыми и другими ресурсами, поэтому многие содержащиеся в них предложения остаются нереализованными. В отличие от некоторых наиболее развитых стран (США, Франции) районная планировка у нас не вносит пока достаточного вклада в совершенствование территориальной организации областей и районов.

Если разработанный проект районной планировки успешно претворяется в жизнь, существующие связи усиливаются: увеличивается связность, укрепляется целостность района.

Для целей районной планировки на территории Тверской области специалистами Центрального института градостроительства (ЦНИИПград, Москва) выделено 8 функциональных районов (рис. 18.2). Однако фактическая сформированность, т.е. внутренняя связность, большинства этих районов очень невысока.

Действительно сложившимся можно считать лишь Тверской район. Он имеет мощный хорошо сформированный центр и пронизан интенсивными постоянно усиливающимися центростремительными связями. В составе Тверского функционального района в его северо-западной части сформировался подрайон с центром в Торжке в составе Торжокского и Кувшиновского административных районов.

Весь Тверской внутриобластной район несет на себе печать своего пригородного положения. Для него характерно прицентро-вое расселение, высокая степень концентрации населения вокруг центра и вдоль основных транспортных путей, пригородный характер сельского хозяйства, обилие рекреационных учреждений и дачных поселков, широкое распространение в сельской местности промышленных предприятий. В целом территория района отличается высокой освоенностью.

Вслед за Тверским по степени сформированное™, но с большим отставанием от него идут Вышневолоцкий, Ржевский и Осташковский внутриобластные районы.

Ржев и Вышний Волочек достаточно развиты и как промышленные центры, и как центры обслуживания. Главная проблема развития их внутриобластных районов — создание условий для интенсификации связей между входящими в их состав административными районами. Осташкову же для того, чтобы успешно справляться с ролью центра внутриобластного района, не хватает ни людности, ни хозяйственного потенциала. Перспективы его развития, в отличие от других городов, связаны не с производственными (промышленной и транспортной), а с рекреационной функцией.

Рис. 18.2. Опорный каркас и функциональные районы

Элементы опорного каркаса А. Узловые: 1 — центр области. Межрайонные центры: 2 — наиболее развитые;

3 — менее развитые. 4 — центры административных районов Б. Линейные: 1 — общегосударственного; 2 — регионального; 3 — внутриобластного значения

Функциональные (планировочные) районы:

1 — Тверской, 2 — Юго-Восточный, 3 — Бежецкий, 4 — Вышневолоцкий, 5 — Осташковский, б — Ржевский, 7 — Нелидовский, 8 — Торопецкий

Для трех этих районов тоже характерно прицентровое расселение, но выражено оно значительно слабее, чем в Тверском районе. Освоенность территории здесь тоже ниже. На периферии районов — освоение выборочное и даже очаговое, когда отдельные хорошо освоенные участки окружены обширными лесными массивами.

Еще хуже сформированы внутриобластные функциональные районы в восточной части области — Бежецкий и Юго-Восточный (с Кимрами и Кашином). Территория имеет здесь довольно однородное сельскохозяйственное освоение без явных лидеров, поэтому межрайонные связи тут очень слабы, и административные районы существуют довольно автономно , а границы внутриобластных районов проведены весьма условно. Интересно отметить, что сравнительно небольшой Бежецк является центром почти самого большого по площади функционального района, включающего в себя 9 административных районов. Связано это со слабым развитием сети городов в этой части области. Наиболее крупный город тут — Кимры, но он имеет не удобное для центра местоположение. В связи с этим район не имеет явного лидера, и не исключено, что со временем им может стать Кашин.

В западной, наименее освоенной части области внутриобластные районы практически не сформированы. Для нее характерно очаговое освоение при очень слабом развитии дорожной сети. Выделенные здесь Нелидовский и Торопецкий районы могут обрести внутреннюю связность лишь в сравнительно отдаленной перспективе. Для этого требуется как развитие дорожной сети, так и наращивание промышленного и сервисного потенциала центров. В Центральном экономическом районе России мало столь слабоосвоенных территорий, которые можно рассматривать как "резервные районы", где могут строиться новые предприятия, возникать новые городские поселения.

Из двух этих районов лучшими перспективами обладает Нелидовский. Во-первых, Нелидово — значительно более развитый центр, во-вторых, в силу особенностей дорожной сети на него естественным образом выходят внешние связи Вельского, Жар-ковского и Западнодвинского районов. Превращение же Торопца в центр функционального района маловероятно.

В целом данное районирование носит перспективный характер. Это значит, что оно не столько фиксирует существующие связи, сколько отражает тенденции и желательные направления их развития. Районирование показывает, какие части целесообразно развивать как целостные образования. Важная особенность функционального районирования — его динамичность. Рост городов, прокладка новых дорог, возникновение новых или усиление существующих потоков пассажиров могут вести к изменению сетки районов. Любое районирование со временем устаревает и нуждается в корректировке.

Уже сейчас очевидно, что правобережные части Конаковского и Кимрского районов имеют тенденцию к вхождению в периферийную зону Московской агломерации. Административно подчиняясь Твери, они фактически попадают в поле непосредственного влияния Москвы и, видимо, со временем образуют в Тверской области особый "Подмосковный" внутриобластной район. Можно также предположить, что в связи с быстрым развитием Удомли в недалеком будущем возникнет Удомельский внутриобластной район, включающий в себя Удомельский, Максатихин-ский и Лесной административные районы.

Торопецкий и Андреапольский районы, составляющие, согласно изложенной схеме районирования, Торопецкий внутриобластной район, необходимо надежно связать с Осташковом или Нелидовом, чтобы обеспечить им возможность развиваться в составе соответствующих функциональных районов.

Несомненно, что в системе внутриобластных функциональных районов с годами будут происходить и другие изменения.