cat-right
Новая Зеландия     |     Внешняя торговля

Транспорт Новой Зеландии

Во внешних экономических связях Новой Зеландии ведущая роль принадлежит морскому транспорту. Торговый флот страны невелик и состоит из судов небольшого водоизмещения, которые в основном обслуживают каботажные перевозки. Океанские связи, экспорт и импорт почти полностью находятся в руках английских и отчасти американских судовладельцев. Общий грузооборот морских портов Новой Зеландии в 1955 г. исчислялся в 10,9 млн. т, из них 6,4 млн. т составлял внешний грузооборот и 4,1 млн. т внутренний. Больших морских портов немного. Наиболее важные из них, связанные с внешней торговлей, это Окленд, Веллингтон, Литтелтон, Данидин, Нью-Плимут и Нейпир. Регулярные каботажные рейсы совершаются вдоль всего побережья островов. Основными грузами являются уголь, пшеница, промышленное оборудование и продукты питания. Железнодорожный транспорт развит довольно слабо. Общее протяжение железнодорожных государственных линий в начале 1955 г. составляло всего 5,6 тыс. км, из них на Северный остров приходилось 2,7 тыс. км, а на Южный 2,9 тыс. км. Частные железные дороги представлены небольшими ветками. Особенностью железнодорожной сети Новой Зеландии является узкая колея, что обусловлено частыми землетрясениями и горным рельефом. Основные магистрали Новой Зеландии протягиваются по окраинам обоих островов, а центральные части остаются совсем необслуженными. На Северном острове имеются две главные линии, которые отходят от Веллингтона и проходят на север через весь остров. Одна из них идет вдоль восточных берегов и соединяет столицу с городами Нейпиром, Уаироа и Гисборном, а вторая пересекает по западной окраине вулканическое плато, подходит к г. Окленду, а затем проходит дальше на север, где оканчивается в г. Опуа, на берегу Залива Островов. От этой магистрали отходит путь на запад к Уонгануи и Нью-Плимуту. На Южном острове главная линия идет вдоль всего восточного побережья от г. Пиктон до г. Инверкаргилл. Отсюда небольшая ветка направляется несколько дальше на запад до г. Бёрчвуд. От главной восточной магистрали отходит ряд линий внутрь острова, к районам отдаленных горных пастбищ, к лесоразработкам и месторождениям полезных ископаемых. Наиболее длинные из них железные дороги, соединяющие г. Данидин с г. Кромвель и Инверкаргилл с г. Кингстон, на берегу оз. Уокатипу.Восточные и западные берега Южного острова соединяет только одна железная дорога. Она начинается в г. Крайстчерч и сначала проходит по долине р. Уаимака-рири, затем по большому мосту пересекает быструю, питающуюся ледниковыми водами Тарамакау-ривер и подходит к основному хребту Южных Альп. Здесь в районе перевала Артура железная дорога уходит в туннель длиною в 9 км, часто называемый чудом инженерного искусства, по которому она пересекает Южные Альпы, а потом снова выходит на поверхность у станции Отира.

Молочный скот на пастбищах провинции Таранаки. В центревулкан Эгмонт

Хищный попугай кеа, обитающий в горных частях Южного острова Бегающая птица киви. В настоящее время водится только на Южном острове

Отсюда дорога спускается вниз к побережью Тасманова моря и заканчивается в г. Греймут. От последнего отходят две линии: одна на юг к г. Росс, а вторая на север к городам Уэстпорт и Седдонвилл. Большую часть своих доходов железные дороги получают от перевозки грузов. В 1955 г. было перевезено 10,3 млн. т. Основные грузы состоят из леса, живого скота, шерсти, молочных продуктов, фруктов и рыбы. В перевозках пассажиров велика конкуренция автотранспорта. За последние годы на железных дорогах дизельные локомотивы все больше вытесняют паровозы. Общее протяжение шоссейных дорог, имеющих искусственное покрытие и удобных для автотранспорта, составляло в 1954 г. 123,7 тыс. км. Они пересекают страну во всех направлениях, проходят даже в высокогорных районах Южных Альп и на вулканическом плато. Шоссе соединяют между собой населенные пункты, расположенные в центре островов, и дают возможность выхода сельскохозяйственной продукции к портовым городам. Несмотря на небольшие размеры, в стране широко развито авиасообщение. Воздушные линии связывают все важнейшие города. Новая Зеландия является также местом скрещения международных линий, пролегающих над Тихим океаном. Регулярное сообщение на линии Окленд Сидней обслуживается воздушной компанией Тасман эмпайр аэрвейс лимитед, в которой 50% акций принадлежат Новой Зеландии, 30% Австралийскому Союзу и 20% Великобритании. Новозеландская национальная воздушная компания осуществляет связь с некоторыми островами на Тихом океане (Норфолк, Раротонгу и др.), Панамериканская компания обслуживает линию Окленд Сан-Франциско, а Британская воздушная компания линию Окленд Ванкувер. Из воздушных новозеландских линий важнейшими являются Окленд Каикохе, Окленд Каитая и Веллингтон Уэстпорт. Следует также отметить, что наряду с перевозкой пассажиров на внутренних линиях большое значение имеют и перевозки скоропортящихся грузов. Активно используются самолеты и в сельском хозяйстве. С их помощью разбрасывают на поля удобрения, семена, а также и ядовитые вещества против грызунов.